|
Анализ романа Джека Лондона «Морской волк»-4*** «Морской волк» – самостоятельное произведение, издавалось отдельной книгой. Архитектоника проста: роман состоит из 39 глав и краткого словаря морских терминов размером в четыре страницы. Специфика композиции «Морского волка» заключается в том, что повествование ведется в первом лице. Ван-Вейден – вымышленный персонаж, он рассказчик и одновременно участник действия, один из главных героев. Форма повествования – рассказ о событиях, происходящих на шхуне «Призрак» во время плавания на охоту за морскими котиками. Сюжет произведения совпадает с фабулой, все эпизоды следуют друг за другом в хронологическом порядке. Элементы сюжета, относящиеся к необязательным (пролог, эпилог) в романе отсутствуют. Экспозиция, предшествующая развитию действия, дает читателю представление о времени и месте событий, а так же знакомит его с Хемфри Ван-Вейденом. До того, как в романе начнет что-то происходить, мы уже знаем в общих чертах, что представляет из себя Ван-Вейден, познакомились с манерой его повествования. Далее следует завязка – корабль, на котором плыл Ван-Вейден, терпит крушение, пострадавшего подбирают матросы шхуны «Призрак». Здесь читатель почти сразу знакомится с Волком Ларсеном – главным героем произведения. Знакомство начинается с яркого описания его внешности, сопровождаемого психологическим анализом рассказчика (Ван-Вейдена), после чего происходят события, дающие Ван-Вейдену понять, что с этого момента его жизнь уже не будет такой, как раньше, С этого момента начинается развитие действия – планомерное, перемежающееся неожиданными поворотами. Повествование не затянуто, наполнено эмоциональными сценами. Даже некоторые слишком долгие разговоры между Ларсеном и Ван-Вейденом, а также размышления (рефлексия) Ван-Вейдена и его воспоминания о детстве – внесюжетные элементы – не заставляют скучать, поскольку они не отвлекают читателя от действия, а напротив – служат ему и расширяют рамки изображаемого. К наиболее ярким поворотам (перипетиям) действия можно отнести убийство Джонсона, купание Магриджа, бунт матросов и др. Это яркие, неожиданные сцены, служащие тому, чтобы держать внимание читателя в напряжении. Кульминацией «Морского волка», бесспорно, является самоубийство Ларсена, совершаемое им ради доказательства своей безумной идеи. Это высшее напряжение сил конфликта между противоборствующими героями. Далее следует закономерная развязка, к которой читатель совершенно готов. Мы больше не верим в логику Ларсена. Ван-Вейден защитил Мод от врага, сохранил благородство. Он полностью развился, стал гораздо сильнее и физически и духовно, мы всецело на его стороне, ведь он убедительно доказал нам свою правоту. Таким образом, сюжет «Морского волка» по типу можно считать концентрическим, поскольку просматривается четкая причинно-следственная связь между эпизодами, а также имеется завязка и развязка. К основным композиционным приемам, использованных Лондоном для построения сюжета, можно отнести: - усиление (всякая новая деталь усиливает предыдущую): портрет, описание деталей, изображение сцен, внутренние монологи рассказчика служат созданию композиции персонажа Ларсена; - противопоставление (альтруизм Ван-Вейдена – эгоизм Ларсена) служит усугублению конфликта и построению сюжета; - «рассказ в рассказе» (воспоминание Ларсена о семье) углубляет образ Ларсена; - контаминация – в конце произведения Ван-Вейден и Ларсен как бы меняются ролями – Ван-Вейден становится сильным, Ларсен, наоборот, ослабевает. |
|