Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой;
через медлительных и нерадивых перепрыгну я.
Пусть будет моя поступь их гибелью!
Фридрих Ницше
***
Род произведения Дж.Лондона «Морской волк» – эпос, жанр – приключенческий роман. Романом мы его считаем, поскольку это достаточно объемное произведение, оно занимает около 14 авторских листов. Кроме того, в сюжете принимает участие большое количество персонажей. Принадлежность произведения к жанру романа определяет и то, что оно состоит из двух основных сюжетных линий (линия Ларсена и линия отношений Ван-Вейдена и Мод), и нескольких дополнительных – конфликт между Ван-Вейденом и Магриджем, между Личем и Ларсеном, между Ларсеном и его братом и др.
Практически все действие романа происходит на борту корабля. Герои терпят разные невзгоды, выживают в чрезвычайно жестоких условиях. Но в то же время в романе раскрывается тема внутреннено мира персонажей – Волка Ларсена и Хэмфри Ван-Вейдена. Под неподражаемой физической силой Ларсена скрывается тонкий ум, который не смог развиться в полной мере из-за жизненных обстоятельств. Он помогает Ван-Вейдену обрести духовную и физическую силу и учит его выживать в любых условиях и «твердо стоять на ногах».
Главная тема романа «Морской волк» – неожиданное испытание, которое выпадает на долю скромного литератора Ван-Вейдена (борьба за выживание на шхуне, матросы которой – отбросы общества, а капитан – жестокий эгоист, одержимый желанием убедить самого себя в справедливости своих безумных идей). Вторая идея, дополняющая первую – реакция капитана Ларсена на неприемлемый ему морализм Ван-Вейдена. Третья тема, углубляющая первые две, – появление в сюжете Мод с ее наивными принципами, – Мод нуждается в защите со стороны Ван-Вейдена, что создает условия для развития сюжета. Сплетение этих тем составляет тематический комплекс произведения.
Ведущие мотивы произведения: 1) эгоистическое желание Ларсена доказать на практике Ван-Вейдену свою теорию (по сути это ницшеанская теория сверхчеловека); 2) борьба Хемфри Ван-Вейдена за спасение Мод и собственное выживание.
На этом построен весь сюжет. С самого начала отношения между Ван-Вейденом и Ларсеном выстраиваются в виде борьбы. Ван-Вейден пытается приспособиться к тяжелой для него жизни и при этом не потерять честь, не упасть в собственных глазах. Он старается упорно следовать своей морали, ведет непрекращающийся спор со своим соперником Ларсеном. Ларсену, казалось бы, нечего бояться и незачем доказывать свою концепцию жизни, но он тоже вовлечен в спор, и теперь ему до последнего вздоха приходится подтверждать истинность своей антигуманной теории.