Рабле описывает свое видение идеального общественного устройства на примере Телемского аббатства (гр. «телема» - желание).
Грангузье желает наградить за подвиги своего брата Жана, который отважно сражался на войне, и помагает ему осуществить мечту – построить потрясающий монастырь, отличный от других: в нем будет царить свобода слова и свобода жизни. Те, кто туда поступают, могут уйти, когда им захочется, они имеют право выходить замуж, быть богатыми и т.д.». Что Рабле хотел донести до нас этой утопической картиной?
Феодальное средневековье не знало такого понятия как свобода. Это была эпоха бушевания грубого насилия и принуждения. Гуманизм отрицал эти общественные категории и вел борьбу за уважение и свободу человека, заявляя, что личность – это самое совершенное, что есть в мире. Отодвигая в сторону обычаи средневековья, Рабле создает собственное видение общественного устройства – Телемское аббатство, на дверях коего написано одно-единственное правило жизни его обитателей: «Делай, что хочешь». Это видение утопично, однако назвать его абсолютно нецелесообразным нельзя. Скорее, это основа, первоначальная информация для построения нового общества – общества свободных людей.
Последующая работа над произведением приостановилась из-за реакции новой политики Франциска I. Начались беспощадные гонения на гугенотов и прочих инакомыслящих. Под влиянием католической партии Франциск I вступил на путь варварских репрессий. Вспыхнули костры. Многие просвещенные, одаренные люди погибают от рук инквизиции. Франсуа Рабле упрекают в кальвинизме, безверии и всех смертных грехах. Писатель был вынужден замолчать и уехать в Италию с кардиналом Жаном дю Белле.
Живя в Риме, Рабле наблюдал за деятельностью католического центра и нашел там для себя много интересного.
В таких обстоятельствах Франсуа молчать было не возможно, и он возобновил свою работу. Он написал продолжение романа и перепечатал две свои старые книги «Гаргантюа», потом «Пантагрюэль», убрав места со слишком острой критикой.
В 1546г. вышла «Третья книга», достаточно мягкая в сравнении с предшествующими. Главный герой ее – расточитель и плут Панург, знающий кучу способов зарабатыванияденег, среди которых самым честным была незаметная кража. Он был жуликом и гулякой, «каких и в Париже немного. А в сущности, чудеснейший из смертных». Панургат мучит один вопрос: жениться или не жениться, потомучто он очень страшится остаться «рогатым». Он просит совета у многих «ученых», и все дают ему мудрые, но на самом деле очень нелепые и глупые до невозможности рекомендации. Так, Рабле создает целую галерею комических лиц, в которую философ, юрист, богослов, врач. Однако послушав советы, Панург взял Пантегрюэля и поехал к оракулу Божественной Бутылки в Китай.
Как и предшествующие ему, этот роман был осужден Сорбонной, все еще длились казни людей, которых Рабле уважал и любил. Его друга и соратника Этьена Доле сожгли на костре инквизиции. Рабле находился в опасности и вынужден был выехать за пределы страны. Произошла смена на французском и папском престолах. Благодаря этому Рабле получил возможность вернуться в Париж. Франсуа принял два прихода. Наконец он располагал достаточным количеством времени для создания «четвертой книги», которую он начал писать еще раньше за границей. Книга вышла в свет в 1552 г.
В основу сюжета «четвертой книги» легло странствие Панурга и Пантагрюэля через океан в Китай к оракулу Божественной Бутылки. По пути они гостят в диковинных странах и проходят через ряд приключений.
Читать далее>>
|