| Понятие репрезентация (ментальная репрезентация) в философии трактуется, во-первых, как повторное представление, изображение, обнародование (презентация), иначе говоря - репродукция определенного образа, находящегося в уме, чувствах (т.е. внутреннем мире) автора, художника; во-вторых, - в обобщенном смысле замещения одного другим. Суть репрезентации допустимо выразить следующим образом: есть определенный репрезентативный мир (скажем, языковой), отличающийся от репрезентируемого определенными параметрами, а значит существует отношение репрезентации между этими двумя мирами. |
Языковая (словесная, вербальная) система знаков, символов репрезентирует неязыковую, абстрактную реальность. Это можно сравнить с тем, как монитор компьютера показывает нам (тоже репрезентирует) закодированную, находящуюся на диске, информацию. Следовательно, задача философии по отношению к понятию репрезентации заключается в дифференцировке реальности и ее репрезентации. Новая философия, (например, постструктурализм) стремится пересмотреть понимание природы репрезентации и определить степень, когда репрезентацию и реальность можно считать максимально соответствующими (изоморфными) друг другу. Когнитивная лингвистика предлагает вместо репрезентации подход, представляющий собой повторение, симуляцию знака. В такой модели знак не репрезентирует реальность, а непрерывно повторяет самого себя, всякий раз отличаясь от себя самого, и лишь таким образом определяется как знак. Следовательно, знак, не будучи простой репрезентацией, оказывается немыслим в категориях репрезентации, а репрезентация-симуляция обнаруживают себя в качестве сущности знака. Таким образом, любая попытка дать определение понятию репрезентации должна избегать привычного противопоставления "реальность - репрезентация", чтобы нивелировать возможность повторить старую логику репрезентации.
|