В первой части изображены два красочных эпизода. Первый – это «панургово стадо». Этот полный иронии эпизод тонко раскрывает психологию Панурга. Второй – изображение бури и поведения во время нее Пантегрюэля, Панурга, Брата Жана, Эпистемона. Корабль тонет, и всплывают черты, показывающие характеры героев.
С каждой следующей главой обостряются сатирические аллегории, касающиеся уклада католической церкви. К примеру, остров, где владычествует враждебный всему природному Постник, который напоминает притчу о Физисе и Антифизисе. Антифизис (Противоестество) плодит детей, которые передвигаются вверх ногами, и монахов, «святош», христопродавцев и других чудищ, безобразных, уродливых и противоестественных. С самого же Постника писатель изобразил характер типичного фанатика.
Далее герои попали на острова Папефигов (показывающих фигу папе, имеются ввиду кальвинисты) и папоманов. Когда-то папефиги веселились и были богачами, но как-то раз их угораздило показать папе фигу, и тогда папоманы захватиои остров. Зато положение папоманов на великолепном уровне. Они покланяются папским Декреталиям. Этим кончается четвертая книга.
Скоро после ее завершения король заключает мир с папой, и Рабле спешит скрыться. Как и все предыдущие, эту книгу вновь осудили, а писатель вернулся во французскую столицу и умер в 1553 году.
В 1562г. была напечатана «пятая книга» – «Остров звонкий». Вероятнее всего, что перу Рабле принадлежат только наброски, остальная же работа написана, быть может, одним из его друзей или последователей. Эта книга в художественном отношении уступает четырем книгам писателя, чересчур уж много в ней аллегорий и острых нападок на церковь. Впрочем, во время ее издания обстановка в стране была довольно спокойной и безопасной.
Франсуа Рабле – гуманист и ученый. Его произведения рассчитаны на массового, демократического читателя, и покорить его писатель хотел именно с помощью смеха. Владея незаурядным чувством слова и сочной сатирой, Рабле изобразил уйму великолепных характеров, живых, незабываемых образов. И самые яркие из них – Панург и брат Жан.
Панург – характерный горожанин, порождение улочек ренессанского города. Он не глуп, упрям, дерзок, обладает духом авантюризма и озорства, еще он студент-недоучка и голова его полна разнообразных знаний. О его беспорочности и добродетельности говорит тот факт, что он знал много путей добывания денег, из которых наичестнейшим была кража.
Истинная, прочная стабильность в его натуре отсутствует. Он способен в критический момент пасть духом и струсить. Задолго до встречи с Пантагрюэлем Панург махнул рукой на нравственные принципы и общественную мораль, в нем окончательно сформировался нрав эгоиста и плута. Он является пародией на среднестатистического городского бродяжку, каких видимо-невидимо разгуливало по свету.
Однако вместе с тем он не лишен обаяния, коим сам частенько любуется и которое помогает ему в критические минуты. Но самое главное – это то, что Панург предчувствует лучшее будущее, где такие, как он, получат место под солнцем.
Он необходим не только Пантагрюэлю, но и самому Рабле. Писателю требуется острый язык Панурга, его дерзость, его способность высмеять все то, с чем вели борьбу гуманисты.
Еще один колоритный образ в книге – брат Жан, друг Гаргантюа. Тоже человек из народа, он веселый и любезный. У него мозолистые руки, он энергичен, у него изворотливый ум. Он приучен к труду, всегда проводит время с пользой. Даже когда, стоя на клиросе, он что-то напевает за заутреней или панихидой, он натачивает стрелы, сооружает тетиву для арбалета, плетет сети и силки для кроликов. Когда враги ворвались в утопию, Жан превратился в богатыря и разнес противника «в пух и прах», показав чудеса мужества. О главном своем занятии, монашестве, брат Жан не вынашивает особенных идей. Рясу он носит по привычке, а сон его становится наиболее умиротворяющим на молитве или проповеди.
Во французской литературе Ренессанса не найти еще одного настолько яркого и привлекательного описания простолюдина, который любит жизнь и способен на подвиг.
У Панурга и брата Жана есть общий друг – Пантагрюэль. С самого первого своего появления он в центре повествования, хоть изредка уступает передние планы другим. Уравновешенный, гуманный, ученый, мудрый, он обо всем уже подумал и составил собственное мнение. Его тихое, убедительное слово решает самые жаркие споры, одергивает страстные порывы брата Жана и замысловатые планы Панурга. Рабле вложил в него свой идеал монарха, и, возможно, человека.
Пантагрюэль не имеет ничего общего ни с одним реально существующим монархом. Он значительно превосходит по своим качествам и Франциска, и Генриха II. Пантагрюэль великан и по росту и по своим добродетелям.
Книга Франсуа Рабле – один из самых значительных памятников французского Возрождения. Это великое произведение имеет полное право называться национальным и всемирным шедевром. Роман написан в эпоху Ренессанса – период, когда мир завершил свое политическое объединение и создавал новую, непохожую на старую, культуру. Роман создавался на рубеже эпох, во времена потрясений и перемен, и изображает все несовершенства и противоречия, которые присутствовали в жизни.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» по праву стоит на одном из самых почетных мест в мировой литературе. Величайшие писатели восхищались им, подражали ему реализму и сатире, учились смеяться – смех Рабле вселяет веру в триумф разума и прогресса. В смехе его всегда заметны победные нотки.
|