| Противопоставление творческого «делания» и «имитативного» принципа искусства классики – вот на нем изначально основывается нынешнее искусство. Классическое искусство, несомненно, всегда существовало на рубеже двух репрезентативных схем, сформировавшихся в далекой культуре античности. Мимесис (от греч. подражание) – главный принцип творческой деятельности художника – на долгое время предначертал путь развития мировой живописи. |
Сверхзадачей художника до конца ХIХ века стало копирование
пейзажей и изображение человека и предметов, которые его окружают. Затем
привычные практики визуальных стратегий сменились установкой на сотворение
симулякра – пустой формы, псевдовещи.
Исторический авангард отстранил принцип мимесиса от
культурного поля Возрождения и античности. Он стремился через обновление
репрезентативных моделей перераспределить символическую власть.
В начале века основные художники попробовали влиться в новый
контекст культуры. Для этого они взорвали классическую традицию и обратились к
эксперименту с формой.
В начале ХХ века основной социокультурной формой стала
диалогичность, которая проявилась и на уровне личностных перекличек, и на
уровне большого диалога. В искусстве и культуре авангарда преобладает новая
репрезентация.
Этой новой репрезентации характерны дистанция с реальностью
и создание нового пространства, который включает как саму идею, так и новый
объект эстетического переживания.
Иными словами, теперь грани репрезентации расширяются,
включая в себя новые методы выражения. Теперь авангард – это не выражение
индивидуального восприятия мира. Он преодолевает эстетику как таковую.
Теперь авангард – это новые знаки и символы, радикально
отличающиеся от предыдущих культурных кодов. Это приводит к трансформации
характера информационного обмена. Духовное содружество автора с читателем и
зрителем, обратная связь уходят в прошлое. Теперь в моде – декодированное
сообщение, порождающее затрудненность в восприятии текста. Таким образом,
понимание между автором и читателем происходит на уровне бессознательных
рефлексов. Это часто приводит к провалу коммуникации как таковой.
|