Франсуа Рабле всем известен как великолепный сатирик, который создал насыщенные образы Гаргантюа и Пантагрюэля – огромных веселых богатырей. Однако мало кто знает, что Рабле изучал медицину, неплохо разбирался в целебных травах и врачевал.
Рабле родился приблизительно в 1494 году в городе Шиноне (Франция). Точная профессия его отца неизвестна. Согласно одним данным, он был землевладельцем и юристом, другая версия – что онбыл аптекарем, трактирщиком… Единственный несопоримый факт о нем – это то, что он принадлежал к мелкой городской буржуазии и был владельцем виноградника.
Детства как такового Франсуа фактически лишили, отправив его изучать богословие ради «епископского будущего». Он учился и жил в монастыре Бомет. Следует заметить, что там прекрасно заботились об умственном и духовном развитии учеников, и это принесло Рабле большую пользу. После принятия пострига будущий писатель перевелся во францисканский монастырь. Избранный путь не мешал ему в тайне изучать астрономию, что церковью осуждалось.
Причем, ни этим одним предосудимым церковью делом занимался юный Франсуа. Соученик по монастырю и хороший друг Рабле Жофруа д ‘Этиссак жил светской жизнью, непринужденной и счастливой, в которую втянул и Франсуа.
Во дворце д’Этиссака ученые-гуманисты были частыми гостями, часто случались смелые споры. Франсуа Рабле приобрел много интересных новых знакомств. Он стал завсегдатаем кружка по философии, который поддерживал связь с интеллектуалами Франции, Германии и Италии.
Со временем настоятель францисканского монастыря узнал об этих связях и научных занятиях воспитанника. Услышав об интересах своего подопечного, настоятель был взбешен. Келью Рабле обыскали. Найденные книги на древнегреческом сожгли, а проступника поместили в тюрьму при монастыре. Настоятель обвинил ученика в кощунстве и назвал богохульником.
Рабле смог избежать более крупных неприятностей. Друзья поспособствовали его переходу в другой, бенедиктинский, монастырь. Однако там Франсуа жил недолго – Жофруа д’Этиссак предложил ему должность своего личного секретаря. Наконец Рабле обрел абсолютную свободу действий. Он много переводил на французский; изучал английский, итальянский, испанский, иврит, с головой ушел в естественные науки – химию и ботанику, почему он и поступил на медицинский факультет университета в Монпелье.
Прибыв в этот город, Франсуа тотчас пошел в университет, где оказался на диспуте. Тема была – лекарственные свойства растений, и некоторые положения показались Рабле некомпетентными. Он поднялся со скамьи и выразил свои взгляды. Он привел всех собравшихся в восторг. В университете будущий писатель пробыл примерно два года, причем не раз выступал и в качестве лектора. 1 ноября 1530 года Рабле получил звание бакалавра.
Домашний театр был очень популярен в то время. Один раз Франсуа и его друзья по университету поставили спектакль. За основу была взята итальянская пьеса. Рабле написал по ней собственное произведение и сыграл в спектакле одну из главных ролей.
Он обожал прогулки, во время них писатель находил и описывал целебные травы. В 1532 году он переехал в Лион, там заинтересовался работой типографий. В Лионе Рабле издал несколько серьезных работ по медицине, юриспруденции и археологии, перевел труды Гиппократа и Галена.
Здесь же вышли первые части главного произведение Франсуа Рабле, обеспечившего бессмертие его имени. В этом большом сатирическом романе он выразил много смелых мыслей, в основном о духовенстве.
В основу романа Рабле положил похождения великана Гаргантюа – героя средневековых французских сказаний, который в романе совершает новые подвиги. Сам герой и ситуации, в которых он оказывается, заставили одних читателей смеяться, других – возмущаться. Книга Рабле стала детищем эпохи Ренессанса, цель которой – избавиться от средневекового гнета с его культом аскетизма. Ничего удивительного, что доктора Сорбонны посчитали роман оскорбляющим нравственность. И если бы не влиятельные друзья, Рабле ждали бы серьезные неприятности.
Его друг, парижский епископ Жан дю Белле, пригласил Рабле в качестве личного врача на время поездки по дипломатическому поручению от короля к папе римскому. Соглашаясь, писатель стремился к одной цели: расширить собственные познания в науке, особенно в медицинской сфере. В Италии он заинтересовался археологией, стал учить арабский язык. В общем, вся эта деятельность имела второстепенный характер, так как у Рабле имелись и официальные обязанности. Он сопровождал своего патрона в папский дворец, на собрания церковников, присутствовал на праздничных обедах, устраиваемых дю Белле для римских прелатов в политических целях.
Не прошло и года, как Франсуа вернулся домой, во Францию, и получил должность в главной больнице Лиона. Медицинская практика не стала помехой его писательской деятельности. Он выпустил откорректированное издание «Гаргантюа». В нем среди прочих интересных статей и заметок имелись те, в которых он высказывался против суеверий, объясняя их причину и суть. Рабле не терял связи с французскими гуманистами, не ограничиваясь перепиской, временами собственной персоной ездил в Париж.
Это было не по душе попечительскому совету больницы, и в 1535 году Рабле уволили. Но это его ничуть не опечалило, поскольку снова наметилась поездка в Вечный город. Пребывание в Риме доктор использовал для легализации своего положения. Ведь он, по собственному желанию покинув орден бенедиктинцев, пренебрег монашеским званием и занялся врачеванием и науками. Кроме того, он вел жизнь человека, не связанного никакими обетами, поэтому рисковал в любую минуту навлечь на себя преследование церкви.
Писатель получил разрешение Папы жить в одном из монастырей и заниматься врачеванием. Тогда же началась франко-итальянская война. Пережив тяжелое время, Рабле поселился в монастыре Сен-Мор. Однако, несмотря на подходящие условия для научных занятий и для жизни, доктор пробыл там недолго. Он вновь отправился в дорогу. В этот раз путь лежал в университет Монпелье. Там Франсуа наконец приобрел ученую степень доктора медицины.
На протяжении двух лет он читал лекции по анатомии и стал одним из первых, кто стал работать со студентами в анатомическом театре. Часто он навещал и Лион, дабы наблюдать за новым изданием романа, который получил невероятную популярность.
Во Франции же наступило нелегкое время., Книгопечатание было запрещено, начались гонения на еретиков. Как и многие его современники, Рабле рисковал окончить жизнь на костре, если бы не его добрые покровители. Гильом дю Белле, располагавший немалым влиянием при дворе, попросил Франсуа к себе в качестве домашнего врача. Рабле прожил у него четыре года. Собственно, в этой должности он только числился и бывал за границей чаще, чем во Франции. После смерти Гильома дю Белле писатель получил приход в епископстве его младшего брата. Это его кормило, а строгого выполнения обязанностей не требовало.
Рабле, как и раньше, проводил почти все свое время в Лионе или Париже, готовил к печати третью книгу, увидевшую свет в 1546 году. На ее издание Рабле получил королевскую привилегию сроком на десять лет. Обладая таким значительным документом, Рабле наконец отбросил псевдоним Алькофрибас Назье и увенчал роман своим настоящим именем: «Франсуа Рабле, доктор медицины». Однако, все хорошее когда-то заканчивается, это случилось и со спокойной жизнью Франсуа Рабле. Во Франции активно шла борьба с инакомыслием. Писатель побоялся оставаться в Париже и выехал в другой город, где стал работать в больнице.
Спустя которкое время владельцем трона стал король Генрих ІІ. Он обеспечил церковь неограниченными правами, и многие вольнодумцы бежали в Германию и Швейцарию. Бывшие покровители Рабле – семья дю Белле – оказались в опасности, и Рабле был вынужден вместе со всеми уехать в Рим.
Тем временем во Франции вышла публикация некого монаха, где говорилось, что «Пантагрюэль» – скверный роман, он наносит огромный вред, восхваляя богохульство, насмешки над верой и почтенными людьми. Автор показывал себя как аморальный циник, обжора и пьяница. Рабле посчастливилось, что среди духовенства были и те, кто с увлечением читали его книги и не порывали связи с писателем.
В 1550 году у автора «Гаргантюа» получилось возвратиться во Францию, он стал священником в Медоне. Покровители выхлопотали для Франсуа у нового короля право на издание и продажу книг. На основании полученного документа за писателем закреплялись исключительные авторские права: запрещенобыло перепечатывать и издавать книги Рабле без его позволения. Более того, он получил привилегию исправлять и снова издавать собственные старые книги, а еще вывести в свет продолжение «Геройских подвигов Пантагрюэля».
Живя в Медоне, писатель обучал детей катехизису и грамоте; в будние дни Рабле наведывал бедных и больных, по воскресеньям произносил в местной церкви превосходные проповеди, которые слушали даже гости из Парижа. На досуге Франсуа правил последние главы четвертой книги «Пантагрюэля». В 1552 году книга наконец вышла целиком, опять вызвав волну протеста и возмущения. Богословский факультет Сорбонны наложил вето на «вредную книгу», а парламент в Париже возбудил дело против автора. Однако покровители Рабле спасли его и в этот раз. Все закончилось тем, что Генрих II разрешил продажу романа. Хотя и поставил одно условие: Рабле откажется от обоих своих приходов. Спустя год после этих событий писателя не стало. По словам современников, он перешел в иной мир столь же легко, как и жил, – со смехом и шутками, оставив нам продолжение своего бесконечного романа. «Пятая и последняя книга подвигов доброго Пантагрюэля» вышла спустя девять лет после смерти Франсуа Рабле.
|