Во многих европейских странах продолжение рода в последнее время становится проблемой национального масштаба.
Еще Аристотель утверждал, что семья - это первый вид общения и наиболее важная ячейка государственного устройства, и счастливая жизнь в ней должна создаваться в соответствии с принципами добродетели и справедливым законодательством.
Но в наше время институт семьи в о многих европейских странах претерпевает настоящий крах.
Так было далеко не всегда. История возникновения семьи имеет долгий путь. Например, у кельтов - легендарных предшественников европейцев - род и семья издревле были священным культом играли огромную роль в формировании общества, поэтому имели поистине историческое значение: именно благодаря ним история кельтов насчитывает тысячелетия. Внимательное изучение скудных данных, которые мы имеем о кельтах, показывает, что сущность понимания семьи древними кельтами не была так упрощена, как в наши дни, когда необходимость создания семьи диктуется банальными условностями (возраст подошел, пора детей заводить). В отличие от большинства современных людей кельты не жили одними лишь пищевыми потребностями. Языческая религия и древняя, ведущаяся от каменного века, культура, основанная на витальной необходимости жить сообща, учили любви, уважению, взаимовыручке, высокой духовности.
Древние кельты-язычники, обитавшие на территории всей современной Европы, жили родо-племенным строем и имели идеальные семейные отношения. Базой общества у них испокон веков была полноценная (естественно, гетересексуальная), многочисленная семья. Из этих дружных семей строились крепкие сообщества более высокого порядка - роды - кровно-родственные группы, проживавшие на определенной территории. Род (по-ирландски "finе"), как более массовое и мощное объединение, имел в достатке человеческие ресурсы и средства производства. Чувство родства, уважения к родичам по крови, поддерживало членов рода, создавало благоприятные условия для жизни, а следовательно, способствовало дальней репродукции. Сравним для примера современную неполную семью (мать и ребенок) или гомосексуальную семью, которая по определению не способна к репродуктивности с дружной кельтской семьей, основанной на любви и природном осознании необходимости размножаться.
Цезарь в "Записках о Галльской войне" пишет, что отец у кельтов обладает огромным авторитетом среди остальных членов семьи. Но и женщины в кельтской семье пользовались большим уважением. Членов семьи и рода в кельтском обществе объединяло сознание общих обязанностей и ответственности. В некоторых случаях можно было лишить члена рода определенных прав и льгот, однако от своих обязанностей он не освобождался.
Язычество кельтов было высокоморальным, оно передавало потребность в духовности, закономерность любви между супругами, между родителями и детьми, а также между остальными близкими родственниками. Воспитание у кельтов определялось известными порядками и обычаями, которым общество свято следовало.
Кровно-родственными сообществами, превосходящими род, у кельтов были племена (по-ирландски "туат"), выполнявшие те же задачи, что и роды, но на более широком уровне.
Племя обладало большой силой и, будучи слаженным, выступало военным ополчением, противостоявшим иноземным захватчикам.
Развитие родового общества у древних кельтов было уже на достаточно высокой ступени и повлекло многочисленные явления, создавшие предпосылки для образования классового общества. К сожалению, этот процесс был прерван упадком могущества кельтов.
Таким образом, современная демография, занимающаяся изучением перспектив развития семейных отношений в условиях постиндустриального общества, должна в числе прочего учитывать опыт развития культуры семьи и рода у древних кельтов.