|
О роде и племени• Как нам, украинцам, не вымереть? Анна Соловьева © 2013 1) Вступление 2) О роде и племени 4) Равнение на успех, табу на счастье 5) Как же нам восстановить культ семьи? На заре зарождающегося язычества экзистенциальный
дикарь наверняка уже задумывался о бессмертии. Много раз он становился
свидетелем гибели отдельных соплеменников, при этом само племя продолжало
существовать. Спасаясь от хищников, выстраивая жилища из костей
мамонтов, собирая запасы съедобных кореньев, первобытные не думали о судьбе
человечества, а беспокоились только о «своих». Даже в нашем веке мы можем встретить малообразованного
крестьянина, которому нет дела до остального мира. Хозяйство, многодетная семья,
родственники – вот и вся его забота. На праздник – полный дом дядьев и сватов –
песни, пляски, тосты, пересуды все о тех же «своих». А вот о политике и
государстве – только возмущенные нескладные высказывания. У древних государственности не было и в помине. Род и
только он был защитой, обителью, религией и завтрашним днем, и все, что
служило его сохранению, признавалось священным. Глубокое уважение к роду заложено в самой человеческой
природе. Если одиночка в борьбе со стихиями выживает благодаря инстинкту
самосохранения, то спасение рода обеспечивает заложенный в человеке инстинкт
размножения, здоровье его продолжателей, материнская забота и то, насколько
справедливо распределены обязанности между мужчинами и женщинами. Поэтому со
времен первобытного строя вопрос о потомстве считался одним из важнейших, ведь совершенно
очевидно, что если не вырастет новое поколение охотников, то племени – смерть.
Племя обязано обновляться. Когда состарятся те, кто ныне молод и силен, – кто
обеспечит их пищей и кровом? Безусловно, дикарь понимал, что нынешнее поколение тоже
когда-то исчезнет, уйдут за ним и последующие, но племя праправнуков будет все
так же сидеть у костра, слушать предания и охотничьи истории. И вот однажды
дикарь – не даром ведь он хомо-сапиенс – почувствовал, что бессмертие племени –
отчасти и его бессмертие, и бессмертие его близких, к которым он привязан. И тогда,
выходит, первым из образов бессмертия, который мог увидеть человек, стало
представление о бессмертии рода. В «Ригведе» – древнеиндийском сборнике гимнов,
посвященных богам, – среди списка просьб о богатстве, долголетии, победе над
врагами и т.д. одной из первых стоит мольба о потомстве.
Зажгись
здесь сегодня для воспевающего тебя, о щедрая! Воссвети
нам срок жизни, богатый потомством! (К Ушас, богине зари)
Дай
нам блага, огромного лучезарного богатства, Состоящего
из детей, из хорошего потомства! (К Агни, богу огня)
В разных местах Библии Бог обещает своим любимцам, как
высшую, заветную награду за преданность – «сыновей и многочисленное потомство».
Жить и размножаться – это и есть воля здравомыслящего
человека, рожденного на земле, бессознательно желающего вновь и вновь
воплощаться в грядущих поколениях, и велико значение родовых традиций в вопросе
сохранения племени, народности, нации. В прошлом уважение к роду, племени, а позже и к
большой многодетной семье дало людям возможность выжить, пройти сквозь
Ледниковый период, столетия смуты, сквозь войны и страшные эпидемии, сквозь
темное Средневековье и голод. Для нас очень важно осознать, что там, где ценно
понятие рода, рождаемость высока и поныне. Так в Индии, в странах мусульманской
Африки и Азии, среди сельского населения есть немало семей, в которых по десять-пятнадцать
детей. Культ рода – часть их древней традиции. Эти люди не имеют даже
представления о тех ценностях, что правят бал в современном мегаполисе –
обществе одиночек, стремящихся к независимости личности. Некоторые исследователи в области демографии считают,
что в бедных странах рождаемость высока потому, что рождение и воспитание
ребенка обходится в десятки и даже сотни раз дешевле, чем в странах со
стабильной экономикой. В чем-то они правы, однако факт остается фактом: богатый
индус так же плодовит, как бедный, в отличие от цивилизованного индуса,
перенявшего европейскую культуру с ее эгоцентрическими ценностями. Напрашивается вывод номер один: родовые и семейные традиции – главнейший факторов высокой рождаемости. |
|